ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МОУ Ивановская начальная общеобразовательная
школы №13
Принята
на Совете школы
№ 1 от 08.2010г.
П Л А Н
МОДУЛЬ 1: Целеполагающий
1.1. Определение назначения программы, цели
1.2. Структура образовательной программы
МОДУЛЬ 2: Аналитический
2.1. История развития школы
2.2. Современное состояние образовательной деятельности школы
2.2.1. Принцип работы школы
2.2.2 Характеристика участников образовательной деятельности
2.2.3. Содержательный компонент образовательной деятельности (основное и дополнительное образование)
2.2.4. Методический компонент образовательной деятельности
2.2.5. Предметная среда школы
2.2.6. Организационно-управленческий компонент
2.2.7. Результативность образовательной деятельности
МОДУЛЬ 3: Диагностический
3.1. Оценка образовательной деятельности с точки зрения современных требований достижений педагогической науки и передового педагогического опыта
3.2. Опрос участников образовательной деятельности учебного заведения
МОДУЛЬ 4: Проектный
4.1. Анализ современного понимания избранного направления развития учебного заведения
4.2. Исследовательский проект развития учебного заведения
МОДУЛЬ 5: Программный
5.1. Доработка и апробация содержательного компонента образовательной деятельности
5.2. Методическое обеспечение образовательной деятельности и ее дальнейшее развитие
5.3. Предметная среда в школе и ее дальнейшее совершенствование
5.4. Система управления образовательной деятельности и ее дальнейшее обновление
МОДУЛЬ 6: Ресурсный: возможности реализации программы
6.1. Общая оценка возможностей реализации программы
6.2. План реализации основных блоков программы
Школа – это мастерская, где формируется
Мысль подрастающего поколения, надо
Крепко держать ее в руках, если не хочешь
Выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс.
МОДУЛЬ 1: ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЙ
1.1. Определение назначения программы, цели
Школа России призвана ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося. Начальная школа, как базовое звено образования, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
Назначение образовательной программы школы № 13 в том, что создать условия для раскрытия возможностей у каждого ученика, учитывая его склонности, чтобы он мог адаптироваться в условиях сегодняшней реальности.
Концепция и программа развития разработана на2010 – 2014 уч. год . Программа отражает потребности личности в получении образования, в ней отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов.
Назначение программы определяет цель ее разработки, т.е. создание такой модели школы, которая:
- обеспечивает формирование оптимального образовательного пространства через развитие инновационной и экспериментальной деятельности с позиции доступности, качества и эффективности;
- воспитывает детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами;
- решает проблемы здорового образа жизни учащихся и их здоровья;
- создает психологически комфортную образовательную среду для развития личности, способствующую раскрытию учебных ресурсов учащихся и их реализации независимо от стартовых возможностей.
Основное направление работы педагога направлено на создание системы обучения и воспитания, обеспечивающую выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности.
Главный акцент в своей деятельности школа №13 делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Иначе говоря, образовательный процесс и технологии обучения подбираются так, чтобы каждый ученик в силу своих возможностей был вовлечен в активную учебную деятельность, чтобы чувствовал себя в школе комфортно.
Разрабатывая данную программу, учитываем:
- оценки общества на современном этапе;
- социального заказа учащихся и их родителей, живущих в данном микрорайоне.
1.2. Структура образовательной программы
В образовательной программе выстраиваем несколько основных модулей:
- целеполагающий;
- аналитический, посвященный анализу реального положения образовательной деятельности на момент написания образовательной программы;
- диагностико-прогностический; оценочный, содержащий оценку образовательной деятельности, в соответствии с социальными, концептуальными и другими требованиями;
- проектный, несущий концептуальную нагрузку;
- программный, определяющий систему действий по реализации проекта, концепции, по переходу от существующего к желаемому уровню образовательной деятельности;
- ресурсно-материальный, определяющий возможности реализации образовательной программы, реальность ее выполнения.
Каждый из модулей имеет свою логику. Построение и содержание их определяется конкретным аналитическим материалом работы школы.
МОДУЛЬ 2: АНАЛИТИЧЕСКИЙ
2.1 История школы
Муниципальное образовательное учреждение Ивановская начальная общеобразовательная школа № 13 зарегистрировано МИФНС №7 от 13 августа 2008г
МОУ имеет юридический адрес: 663960 Красноярский край, Рыбинский район, с.Ивановка, ул.Советская,д.37
Школа располагается в одноэтажном здании, стены бревенчатые, кровля шиферная. Источник теплоснабжения: электробойлерная.
Для обеспечения образовательного пpоцесса оборудовано два учебных кабинета. Из технических средств имеется: 2 музыкальных центра, 3 компьютера, 1 телевизор, ДВД с караоке, принтер, сканер, ксерокс :книжный фонд - 170 единиц, фонд учебной литературы - 72единиц. Школа оснащена учебно-методическими, наглядными пособиями и оборудованием; Количество детей по проекту - 30, фактически обучается — 11 учащихся. Общая полезная площадь по внyтpeннeмy обмеру:242 . м2. Техническое состояние школы вполне удовлетворительное .
. На наш взгляд, привлекательность нашего учреждения объясняется общей атмосферой доброты и внимания в учреждении, разнообразии видов деятельности, что подтверждается отзывами родителей и детей.
2.2. Современное состояние образовательной деятельности школы
2.2.1. Принцип работы школы
Начальная общеобразовательная школа № 13 расположена по адресу: 663960, Красноярский край с.Ивановка, ул.Советская, д.37
Обучение в школе организовано в одну смену (начало первого урока в8 часов 15 мин.). Школа работает в условиях 5-дневной рабочей недели в режиме школы полного дня (8.00 – 18.00).
Во второй половине дня начинает работу блок дополнительного образования, а так же проведение мероприятий развивающе-воспитательного цикла..
Прием учащихся в первый класс осуществляется директором школы. В школе формируются классы с постоянным составом учащихся, средняя наполняемость классов –5 человек.
Учебно-воспитательный процесс строится в основном на традиционной классно-урочной системе.
Аттестация учащихся производится со второго класса по итогам триместров по пятибалльной системе оценок.
2.2.2 Характеристика участников образовательной деятельности
В начальной школе №13 обучается 11 учащихся начальной школы.
Количественный состав преподавателей:
В школе работает 1 педагог.
Среднее специальное образование – 1человек
Социальный состав родителей
Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретную социально-профессиональную группу родителей, в состав которой, согласно проведенному социологическому исследованию, входят:
99,9% - рабочие;
1% - домохозяйки.
Родители учащихся по уровню образования распределились следующим образом: средне-специальное- 4; основное- 7.
По количественному составу в школе 64% детей из неполных семей, 18% многодетных семей, беженцы и переселенцы - нет.
Таким образом, основная категория родителей школы 99,9% –рабочие. Для родителей данной категории является приоритетным не только количественный, но и качественный состав образовательных услуг. Родители поддерживают образовательную политику школы, положительно оценивают режим работы и основные направления образовательной деятельности.
2.2.3. Содержательный компонент образовательной деятельности (основное и дополнительное образование)
В начальной школе №13 все классы обучаются по программе «1-4» по учебникам учебно-методического комплекта «Школа России » под редакцией А.А.Плешакова.. Часы учебного плана распределены в соответствии с данной концепцией.
Начальная школа реализует следующие приоритетные цели:
1. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции. Производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.
3. Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных процессов учащихся.
Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника – появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии, чтобы получить высокий уровень развития младшего школьника.. При этом очень важным условием является учет возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Школьный компонент используется на:
- изучение культуры родного края,
-истории края,
-природы края,
-литературы края.
Воспитательная система школы – это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей и где в конкретных социальных условиях обеспечивается реализация задач воспитания.
Целевой установкой воспитательной работы школы является создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития учащихся на основе общечеловеческих нравственных ценностей. В соответствии с целью были поставлены задачи воспитательной работы:
* прививать любовь к родному краю через изучение истории, культуры и быта русского народа.
* совершенствование классного коллектива как воспитательной системы, развитие ученического со управления;
* продолжить работу над сохранением душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка;
* оказывать помощь ребенку в его интеллектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной деятельности;
* помочь каждому ребенку реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность;
- Исходя из поставленных задач при организации всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности вовлекающей учащихся во внеурочную деятельность, в школе сложилась система воспитательной работы по следующим направлениям:
*интеллектуально - познавательная деятельность;
* спортивно- оздоровительная деятельность;
* художественно- эстетическая деятельность;
* трудовое воспитание и общественная деятельность;
* нравственно- правовая деятельность
* работа с родителями.
Необходимо отметить, что при составлении программы отмечается, что качество воспитания определяется не объемом проведенных мероприятий, а качеством отношений между детьми с окружающими их взрослыми. Отсюда основа педагогической позиции в воспитании – принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого, методики работы с детьми должны быть, ориентированы на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий в воспитании.
2.2.4. Методический компонент образовательной деятельности
Участие школы в методической работе округа: педагог посещает районные семинары, круглые столы, научно практические конференции.
Учитель школы проходит плановое повышение квалификации.
2.2.5. Предметная среда школы
Начальная общеобразовательная школа №13 располагается в приспособленном здании(жилой дом 4-х квартирный), построенного в 1989году. В школе №13 оборудованных кабинета начальной школы, столовая, библиотека, кмпьютерный класс, раздевалку, Имеются гимнастический зал. Во дворе школы находится спортивная площадка.
Таким образом, в школе созданы условия для достижения учащимися базового образования
2.2.6. Организационно-управленческий компонент
Для эффективного управления школы создан Совет школы.. Для реализации образовательной программы школы необходимо регулярное проведение диагностики и мониторинга за осуществлением УВП в школе
2.2.7. Результативность образовательной деятельности
Успех в обучении во многом зависит от состояния здоровья ребенка. И важна квалифицированная помощь медицинской службы. В школе № 13регулярно проводятся:
- диспансеризация;
- профилактические и лечебные мероприятия:
Особое внимание уделяется физическому воспитанию детей:
- динамические паузы в режиме работы школы;
- включение предметов двигательной активности (ритмика);
- физкультура;
- проведение работы по коррекции опорно-двигательного аппарата обучающихся;
В начальной школе осуществляется горячее питание школьников.
Состояние здоровья детей на сентябрь 2010 года.
Группа здоровья Физкультурная группа
|
|
||||
I |
II |
III |
Основная |
Подготовительная |
Специальная |
0 |
100% |
0% |
100% |
0% |
0% |
Как видим,100 % учащихся практически здоровы и могут заниматься физкультурой в основной группе. Физическое здоровье в дальнейшем должно улучшаться. В школе направленно развивается физкультурно-оздоровительная работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья
Результативность учебно-воспитательного процесса определяется в ходе достаточно четкой системы мониторингового слежения. Уровень образовательной подготовки учащихся за 2009- _2010 учебный год:
Класс |
Уровень обученности |
Уровень успешности |
|
||
|
|
Чтение |
Русский язык |
Математика |
Окр. мир |
4 |
100% |
50% |
50% |
50% |
50% |
МОДУЛЬ 3: Диагностический
3.1. Оценка образовательной деятельности с точки зрения современных требований достижений педагогической науки и передового педагогического опыта
Анализ данных педагогической науки и практики позволяет сформулировать главный смысл идеала образования к началу XXI века.
Это гуманистическое образование, которое включает в себя:
- Свободное развитие и саморазвитие личности и ее способностей.
- Отказ от идеи насилия, подавления и господства, установления равноправных отношений, в том числе и с тем, что находится вне человека: с природными процессами, ценностями иной культуры и т.д.
- Признание взаимного влияния и видоизменений.
Наиболее желательные в социальном плане качества личности сегодня:
- Высокий уровень общеобразовательной подготовки.
- Готовность к переучиванию.
- Способность принимать самостоятельные решения и приобретать новые знания.
- Умение работать в группе, коммуникабельность.
- Способность к творческому труду.
- Восприимчивость к инновациям.
- Быстрота реакции в любой обстановке.
Взаимодействие различных типов образования – непременное условие его дальнейшего успешного развития. Модернизируя систему образования, необходимо учитывать существование в современной культуре двух тенденций: стандартизация (вытекает из техники и технологии предметного мира) и рост разнообразия в человеческой культуре (связан с неповторимостью каждого человека, нации, народа и т.д.).
Необходим баланс этих двух тенденций.
Личностный подход предполагает усиление гуманитаризации как в самом содержании образования, так и в организации учебно-воспитательного процесса. Оно заключается:
- в расширении знаний учащихся о человеке, его физиологии, истории человечества и культуры.
- во включении гуманитарного компонента в математические дисциплины.
В начальной школе это могут быть:
- Интеграция учебных предметов, построенная таким образом, что позволяет сформировать представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов;
Организуя воспитательный процесс, необходимо учитывать следующие идеи:
- взаимодействие всех людей и культур, личности и воспитания;
- овладение представлениями нации о быте, культуре и жизни;
- личность, как особый уровень бытия;
- ответственность «Я» за соответствие воспитания и обучения реальному опыту.
Условия результативности воспитания – расширение сферы ценностей, ориентационной деятельности учащихся:
- знания истории семьи, ее нравственных принципов;
- формирование, развитие и сохранение традиций своего учебного заведения;
- вовлечение учащихся начальной школы в исследовательскую работу.
3.2. Опрос участников образовательной деятельности учебного заведения
Ценные сведения для диагностики деятельности школы дает проведение анкетирования, тестирования, опросов и т.п. Опрос всех участников образовательного процесса позволяет сделать вывод о степени удовлетворенности существующим положением дел.
Большинство считают, что школа хорошая, дающая крепкие знания с творческим педагогическим составом не должна останавливаться на достигнутом, а быть постоянно школой «развития», высказывалась необходимость совершенствования образовательной деятельности, На первый план в построении оптимальной образовательной среды выходит личность ученика, готовность его к самообразованию, овладение им элементарной культуры деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции. Образовательная система учреждения в условиях работы школы в режиме полного дня должна способствовать реализации ребенка его индивидуальной внутренней программы, дать возможность развить собственную психику и интеллект.
Сопоставление реального и желаемого в реализации оптимальной образовательной среды привело нас к общей цели
Цель: создание системы образования и воспитания, обеспечивающую выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности.
МОДУЛЬ 4: Проектный
4.1. Анализ современного понимания избранного направления развития учебного заведения
Статус общеобразовательных школы определен в Положении о типах и видах образовательных школ (Утверждено постановлением правительства РФ от 19.03.2001г. №196).
Начальная общеобразовательная школа №13 реализует общеобразовательную программу начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года).
Задачами начального общего образования является воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
Образовательный процесс в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
Основным средством реализации предназначения для школы №12 является усвоение учащимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ.
Деятельность школ, работающих в режиме полного дня определена в конструктивно-методических рекомендациях.
Задачи школы, работающей в режиме полного дня:
- обеспечить интеграцию образования обучающихся;
- решить проблемы не успешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей;
- создать конкретные условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;
- обеспечить на межведомственной основе взаимодействие с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранение их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.
Образовательный процесс в школе строится на принципах:
- оптимизации процесса реального развития детей через интеграцию общего образования;
- решения проблемы учебной перегрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня;
- объединения в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы;
4.2. Исследовательский проект развития учебного заведения
Исследовательский проект по теме: «Создание системы образования и воспитания, обеспечивающую выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности» на базе начальной общеобразовательной школы № 13 выглядит следующим образом.
Актуальность исследования определяется противоречием между требованиями концепции образования, диктующими необходимость формирования педагогической системы, которая бы обеспечивала более полное всестороннее развитие личности каждого ребенка и реальной педагогической практикой, не обеспеченной необходимыми для реализации этой концепции соответствующими организационно-педагогическими условиями (программы, среда, кадры, материальная база и т.п.)
Актуальность исследования усиливается еще и тем обстоятельством, что в условиях общей занятости родителей, основная нагрузка по организации творческой, оздоровительной среды, которая способствовала бы индивидуальному развитию способностей каждого ребенка и преодолению того отторжения человека от природы, социума, культуры и самого себя ложится на школу.
Цель исследования. В рамках указанной проблематики считает целесообразным сформулировать цель данного исследования: создание системы образования и воспитания, обеспечивающую выявление и развитие способностей каждого ученика, определив организационно-педагогические условия для формирования духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной общеобразовательной школе №13
Предмет исследования – влияние организационно-педагогических условий на успешность и эффективность развития личности каждого ученика.
Предмет и цели исследования позволяют сформулировать следующую гипотезу:
Если учебно-воспитательный процесс построить на принципах учитывающих развитие каждого ребенка, постоянно осуществлять психолого-педагогический мониторинг учащихся, то можно добиться эффективных результатов обучения, воспитания и развития учащихся, что получит отражение в их духовном и физическом оздоровлении, развитию творческих способностей.
Методология исследования: работы классиков педагогики, современных учебных, в которых рассматриваются вопросы личностного подхода, труды по организации инновационных процессов в современных школах, проблемы актуализации деятельности педагогических коллективов, основам развития личности, а так же новейшие исследования в области начального образования.
МОДУЛЬ 5: Программный
Период школы №12 разделен на три этапа.
1_этап (2010-2011 г.г.) подготовительный
Происходит решение организационно-хозяйственных задач по обустройству и функционирования начальной общеобразовательной школы №13 в режиме работы школы полного дня, формирования здоровьесберегающих технологий для профилактике заболеваний
2 этап (2011-2012) -переходный
Реализация программы развития информационной среды образовательного учреждения, создание программы взаимодействия со средним образованием на основе непрерывности и преемственности двух степеней образования;
3 этап (2012-2013 г.г.) – этап широкого развертывания программы.
Раскроем основные программные направления дальнейшего совершенствования образовательной деятельности по четырем основным ее компонентам.
4 этап (2013-20140)- завершающий
Сравним ожидаемые результаты с полученными результатами. Определим цели и задачи для дальнейшего совершенствования образовательной деятельности
5.1. Доработка и апробация содержательного компонента образовательной деятельности
При определении содержания образования необходимо в первую очередь обеспечить овладение учащимися знаниями и умениями, удовлетворяющими требования «начального общего образования» (базисный уровень).
В то же время школа должна стремиться преодолеть противоречие между унифицированным уровнем подготовки учащихся и различием их индивидуальных способностей, мотивов и интересов.
Необходимо достичь гармонии между учебными дисциплинами разных циклов. При формировании содержания образования необходимо продумать разумное сочетание базового уровня и дополнительного образования, включающего в себя физическое и художественно-эстетическое развитие.
Обучение в школе 12 строится на учебно-методическом комплекте «Школа России », в котором должны быть реализованы следующие идеи:
- обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- методика изучения каждого предмета ориентируется на общие развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
- обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп движения школьника, позволяет корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.
Ивановская начальная общеобразовательная школа №13
663964 Красноярский край, Рыбинский р-н, с. Ивановка, ул. Советская, д. 37
8 (39165) 65-2-30
ГЛАВНАЯ |
УСТАВ |
программа развития |
информация о школе |
учебная деятельность |
воспитательная работа |
фотоальбом |
FAG |
ФГОС |