ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

МОУ Ивановская начальная общеобразовательная

школы №13

  

 

 

Принята

на Совете школы

№ 1  от 08.2010г.

 

 

 

 

 П Л А Н

 

 

МОДУЛЬ 1: Целеполагающий

1.1.            Определение назначения программы, цели

1.2.            Структура образовательной программы

 

МОДУЛЬ 2: Аналитический

2.1. История развития школы

2.2. Современное состояние образовательной деятельности школы

2.2.1. Принцип работы школы

2.2.2 Характеристика участников образовательной деятельности

2.2.3. Содержательный компонент образовательной деятельности (основное и дополнительное образование)

2.2.4. Методический компонент образовательной деятельности

2.2.5. Предметная среда школы

2.2.6. Организационно-управленческий компонент

2.2.7. Результативность образовательной деятельности

 

МОДУЛЬ 3: Диагностический

3.1. Оценка образовательной деятельности с точки зрения современных требований достижений педагогической науки и передового педагогического опыта

3.2. Опрос участников образовательной деятельности учебного заведения

 

МОДУЛЬ 4: Проектный

4.1. Анализ современного понимания избранного направления развития учебного заведения

4.2. Исследовательский проект развития учебного заведения

 

МОДУЛЬ 5: Программный

5.1. Доработка и апробация содержательного компонента образовательной деятельности

5.2. Методическое обеспечение образовательной деятельности и ее дальнейшее развитие

5.3. Предметная среда в школе и ее дальнейшее совершенствование

5.4. Система управления образовательной деятельности и ее дальнейшее обновление

 

МОДУЛЬ 6: Ресурсный: возможности реализации программы

6.1. Общая оценка возможностей реализации программы

6.2. План реализации основных блоков программы

 

                                                       Школа – это мастерская, где формируется

                                                       Мысль подрастающего поколения, надо

                                                       Крепко держать ее в руках, если не хочешь

                                                       Выпустить из рук будущее.

                                                                                                        Анри Барбюс.

 

 

МОДУЛЬ 1: ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЙ

 

1.1. Определение назначения программы, цели

 

Школа России  призвана ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося. Начальная школа, как базовое звено образования, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Назначение образовательной программы школы № 13 в том, что создать условия для раскрытия возможностей у каждого ученика, учитывая его склонности, чтобы он мог адаптироваться в условиях сегодняшней реальности.

Концепция и программа развития разработана  на2010 – 2014 уч. год   . Программа отражает потребности личности в получении образования, в ней отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов.

 

Назначение программы определяет цель ее разработки, т.е. создание такой модели школы, которая:

- обеспечивает формирование оптимального образовательного пространства через развитие инновационной и экспериментальной деятельности с позиции доступности, качества и эффективности;

- воспитывает детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами;

- решает проблемы здорового образа жизни учащихся и их здоровья;

- создает психологически комфортную образовательную среду для развития личности, способствующую раскрытию учебных ресурсов учащихся и их реализации независимо от стартовых возможностей.

Основное направление работы педагога  направлено на создание системы обучения и воспитания, обеспечивающую выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности.

 

Главный акцент в своей деятельности школа №13 делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Иначе говоря, образовательный процесс и технологии обучения подбираются так, чтобы каждый ученик в силу своих возможностей был вовлечен в активную учебную деятельность, чтобы чувствовал себя в школе комфортно.

                Разрабатывая данную программу, учитываем:

- оценки общества на современном этапе;

- социального заказа учащихся и их родителей, живущих в данном микрорайоне.

 

1.2.            Структура образовательной программы

 

В образовательной программе выстраиваем несколько основных модулей:

-    целеполагающий;

- аналитический, посвященный анализу реального положения образовательной деятельности на момент написания образовательной программы;

- диагностико-прогностический; оценочный, содержащий оценку образовательной деятельности, в соответствии с социальными, концептуальными и другими требованиями;

-   проектный, несущий концептуальную нагрузку;

- программный, определяющий систему действий по реализации проекта, концепции, по переходу от существующего к желаемому уровню образовательной деятельности;

- ресурсно-материальный, определяющий возможности реализации образовательной программы, реальность ее выполнения.

Каждый из модулей имеет свою логику. Построение и содержание их определяется конкретным аналитическим материалом работы школы.

 

 

МОДУЛЬ 2: АНАЛИТИЧЕСКИЙ

 

2.1 История школы

Муниципальное образовательное учреждение Ивановская  начальная общеобразовательная школа № 13 зарегистрировано МИФНС №7 от 13 августа 2008г

МОУ имеет юридический адрес: 663960 Красноярский  край, Рыбинский район, с.Ивановка, ул.Советская,д.37

                Школа располагается в одноэтажном здании, стены бревенчатые, кровля шиферная. Источник теплоснабжения: электробойлерная.

Для обеспечения образовательного  пpоцесса  оборудовано два учебных кабинета. Из технических средств имеется: 2 музыкальных центра, 3 компьютера, 1 телевизор, ДВД с караоке, принтер, сканер, ксерокс :книжный фонд - 170 единиц, фонд учебной литературы - 72единиц. Школа оснащена учебно-методическими, наглядными пособиями и оборудованием; Количество детей по проекту - 30, фактически обучается — 11  учащихся. Общая полезная площадь по внyтpeннeмy обмеру:242 . м2. Техническое состояние школы вполне удовлетворительное .

                . На наш взгляд, привлекательность нашего учреждения объясняется общей атмосферой доброты и внимания в учреждении, разнообразии видов деятельности, что подтверждается отзывами родителей и детей.

 

2.2. Современное состояние образовательной деятельности школы

 

2.2.1. Принцип работы школы

 

Начальная общеобразовательная школа № 13 расположена по адресу: 663960, Красноярский край  с.Ивановка, ул.Советская, д.37

        Обучение в школе организовано в одну смену (начало первого урока в8 часов 15 мин.). Школа работает в условиях 5-дневной рабочей недели в режиме школы полного дня (8.00 – 18.00).

Во второй половине дня начинает работу блок дополнительного образования, а так же проведение мероприятий развивающе-воспитательного цикла..

        Прием учащихся в первый класс осуществляется директором школы.        В школе формируются классы с постоянным составом  учащихся, средняя наполняемость классов –5 человек.

       Учебно-воспитательный процесс строится в основном на традиционной классно-урочной системе.

       Аттестация учащихся производится со второго класса по итогам триместров по пятибалльной системе оценок.

 

2.2.2 Характеристика участников образовательной деятельности

 

В начальной школе №13 обучается 11 учащихся начальной школы.

Количественный состав преподавателей:

В школе работает 1 педагог.

Среднее специальное образование – 1человек

                Социальный состав родителей

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретную социально-профессиональную группу родителей, в состав которой, согласно проведенному социологическому исследованию, входят:

 99,9% - рабочие;

1% - домохозяйки.

                Родители учащихся по уровню образования распределились следующим образом: средне-специальное- 4;  основное- 7.

 

По количественному составу в школе 64% детей из неполных  семей, 18% многодетных семей, беженцы и переселенцы - нет.

 

Таким образом, основная категория родителей школы 99,9% –рабочие. Для родителей данной категории является приоритетным не только количественный, но и качественный состав образовательных услуг. Родители поддерживают образовательную политику школы, положительно оценивают режим работы и основные направления образовательной деятельности.

 

2.2.3. Содержательный компонент образовательной деятельности (основное и дополнительное образование)

 

В начальной школе №13 все классы обучаются по программе «1-4» по учебникам учебно-методического комплекта «Школа России » под редакцией А.А.Плешакова.. Часы учебного плана распределены в соответствии с данной концепцией.

               

Начальная школа реализует следующие приоритетные цели:

1.      Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

2.      Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции. Производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.

3.      Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры  и познавательных процессов  учащихся.

 

Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника – появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии, чтобы получить высокий уровень развития младшего школьника.. При этом очень важным условием является учет возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Школьный компонент используется  на:

-   изучение культуры родного края,

-истории края,

-природы края,

-литературы края.

  

                Воспитательная система школы – это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей и где в конкретных социальных условиях обеспечивается реализация задач воспитания.

Целевой установкой воспитательной работы школы является создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития учащихся на основе общечеловеческих нравственных ценностей. В соответствии с целью были поставлены задачи воспитательной работы:

* прививать любовь к родному краю через изучение истории, культуры и быта русского народа.

        *   совершенствование классного коллектива как воспитательной системы, развитие ученического       со управления;

*   продолжить работу над сохранением душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка;

*   оказывать помощь ребенку в его интеллектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной деятельности;

*  помочь каждому ребенку реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть  свою индивидуальность;

 

- Исходя из поставленных задач при организации всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности вовлекающей учащихся во внеурочную деятельность, в школе сложилась система воспитательной работы по следующим направлениям:

*интеллектуально - познавательная деятельность;

*  спортивно- оздоровительная деятельность;

*  художественно- эстетическая деятельность;

*  трудовое воспитание и общественная деятельность;

*  нравственно- правовая деятельность

*  работа с родителями.

Необходимо отметить, что при составлении программы отмечается, что качество воспитания определяется не объемом проведенных мероприятий, а качеством отношений между детьми с окружающими их взрослыми. Отсюда основа педагогической позиции в воспитании – принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого, методики работы с детьми должны быть, ориентированы на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий в воспитании.

 

2.2.4. Методический компонент образовательной деятельности

  

Участие школы в методической работе округа: педагог посещает районные семинары, круглые столы, научно практические конференции.

 

Учитель школы проходит плановое повышение квалификации.

 

2.2.5. Предметная среда школы

 

Начальная общеобразовательная школа №13 располагается в приспособленном здании(жилой дом 4-х квартирный), построенного в 1989году. В школе №13 оборудованных кабинета начальной школы, столовая, библиотека, кмпьютерный класс, раздевалку,  Имеются гимнастический зал. Во дворе школы находится спортивная площадка.

Таким образом, в школе созданы условия для достижения учащимися  базового образования

 

2.2.6. Организационно-управленческий компонент

 

     Для эффективного управления школы создан Совет школы.. Для реализации образовательной программы школы необходимо регулярное проведение диагностики и мониторинга за осуществлением УВП в школе

 

2.2.7. Результативность образовательной деятельности

 

Успех в обучении во многом зависит от состояния здоровья ребенка. И важна квалифицированная помощь медицинской службы. В школе № 13регулярно проводятся:

- диспансеризация;

- профилактические и лечебные мероприятия:

Особое внимание уделяется физическому воспитанию детей:

- динамические паузы в режиме работы школы;

- включение предметов двигательной активности (ритмика);

- физкультура;

- проведение работы по коррекции опорно-двигательного аппарата обучающихся;

В начальной школе осуществляется горячее питание школьников.

 

Состояние здоровья детей на сентябрь 2010 года.

 

Группа здоровья                               Физкультурная группа

 

 

I

II

III

Основная

Подготовительная

Специальная

0

100%

0%

100%

0%

0%

 

                Как видим,100 % учащихся практически здоровы и могут заниматься физкультурой в основной группе. Физическое здоровье в дальнейшем должно улучшаться. В школе направленно развивается физкультурно-оздоровительная работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья 

Результативность учебно-воспитательного процесса определяется в ходе достаточно четкой системы мониторингового слежения. Уровень образовательной подготовки учащихся за 2009- _2010 учебный год:

 

Класс

Уровень обученности

Уровень успешности

 

 

 

Чтение

Русский язык

Математика

Окр. мир

4

100%

50%

50%

 50%

 50%

 

 

МОДУЛЬ 3: Диагностический

 

3.1. Оценка образовательной деятельности с точки зрения современных требований достижений педагогической науки и передового педагогического опыта

 

                Анализ данных педагогической науки и практики позволяет сформулировать главный смысл идеала образования к началу XXI века.

                Это гуманистическое образование, которое включает в себя:

- Свободное развитие и саморазвитие личности и ее способностей.

- Отказ от идеи насилия, подавления и господства, установления равноправных отношений, в том числе и с тем, что находится вне человека: с природными процессами, ценностями иной культуры и т.д.

- Признание взаимного влияния и видоизменений.

 

                Наиболее желательные в социальном плане качества личности сегодня:

- Высокий уровень общеобразовательной подготовки.

- Готовность к переучиванию.

- Способность принимать самостоятельные решения и приобретать новые знания.

- Умение работать в группе, коммуникабельность.

- Способность к творческому труду.

- Восприимчивость к инновациям.

- Быстрота реакции в любой обстановке.

                Взаимодействие различных типов образования – непременное условие его дальнейшего успешного развития. Модернизируя систему образования, необходимо учитывать существование в современной культуре двух тенденций: стандартизация (вытекает из техники и технологии предметного мира) и рост разнообразия в человеческой культуре (связан с неповторимостью каждого человека, нации, народа и т.д.).

                Необходим баланс этих двух тенденций.

                Личностный подход предполагает усиление гуманитаризации как в самом содержании образования, так и в организации учебно-воспитательного процесса. Оно заключается:

- в расширении знаний учащихся о человеке, его физиологии, истории человечества и культуры.

- во включении гуманитарного компонента в математические дисциплины.

                В начальной школе это могут быть:

- Интеграция учебных предметов, построенная таким образом, что позволяет сформировать представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов;

               

Организуя воспитательный процесс, необходимо учитывать следующие идеи:

- взаимодействие всех людей и культур, личности и воспитания;

- овладение представлениями нации о быте, культуре и жизни;

- личность, как особый уровень бытия;

- ответственность «Я» за соответствие воспитания и обучения реальному опыту.

                Условия результативности воспитания – расширение сферы ценностей, ориентационной деятельности учащихся:

- знания истории семьи, ее нравственных принципов;

- формирование, развитие и сохранение традиций своего учебного заведения;

- вовлечение учащихся начальной школы в исследовательскую работу.

               

3.2. Опрос участников образовательной деятельности учебного заведения

 

                Ценные сведения для диагностики деятельности школы дает проведение анкетирования, тестирования, опросов и т.п. Опрос всех участников образовательного процесса позволяет сделать вывод о степени удовлетворенности существующим положением дел.

                Большинство  считают, что школа хорошая, дающая крепкие знания с творческим педагогическим составом не должна останавливаться на достигнутом, а быть постоянно школой «развития», высказывалась необходимость совершенствования образовательной деятельности, На первый план в построении оптимальной образовательной среды выходит личность ученика, готовность его к самообразованию, овладение им элементарной культуры деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции. Образовательная система учреждения в условиях работы школы в режиме полного дня должна способствовать реализации ребенка его индивидуальной внутренней программы, дать возможность развить собственную психику и интеллект.

                               Сопоставление реального и желаемого в реализации оптимальной образовательной среды привело нас к общей цели

Цель: создание системы образования и воспитания, обеспечивающую выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности.

  

МОДУЛЬ 4: Проектный

4.1. Анализ современного понимания избранного направления развития учебного заведения

 

                Статус общеобразовательных школы определен в Положении о типах и видах образовательных школ (Утверждено постановлением правительства РФ от 19.03.2001г. №196).

                Начальная общеобразовательная школа №13 реализует общеобразовательную программу начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года).

                Задачами начального общего образования является воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

                Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

                               Образовательный процесс в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

                Основным средством реализации предназначения для школы №12 является усвоение учащимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ.

                Деятельность школ, работающих в режиме полного дня определена в конструктивно-методических рекомендациях.

                Задачи школы, работающей в режиме полного дня:

- обеспечить интеграцию образования обучающихся;

- решить проблемы не успешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей;

- создать конкретные условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;

- обеспечить на межведомственной основе взаимодействие с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранение их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.

                Образовательный процесс в школе строится на принципах:

- оптимизации процесса реального развития детей через интеграцию общего образования;

- решения проблемы учебной перегрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня;

- объединения в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы;

 

4.2. Исследовательский проект развития учебного заведения

 

                Исследовательский проект по теме: «Создание системы образования и воспитания, обеспечивающую выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности» на базе начальной общеобразовательной школы № 13 выглядит следующим образом.

                Актуальность исследования определяется противоречием между требованиями концепции образования, диктующими необходимость формирования педагогической системы, которая бы обеспечивала более полное всестороннее развитие личности каждого ребенка и реальной педагогической практикой, не обеспеченной необходимыми для реализации этой концепции соответствующими организационно-педагогическими условиями (программы, среда, кадры, материальная база и т.п.)

                Актуальность исследования усиливается еще и тем обстоятельством, что в условиях общей занятости родителей, основная нагрузка по организации творческой, оздоровительной среды, которая способствовала бы индивидуальному развитию способностей каждого ребенка и преодолению того отторжения человека от природы, социума, культуры и самого себя ложится на школу.

                Цель исследования.  В рамках указанной проблематики считает целесообразным сформулировать цель данного исследования: создание системы образования и воспитания, обеспечивающую выявление и развитие способностей каждого ученика, определив организационно-педагогические условия для формирования духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности.

                Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной общеобразовательной школе №13

                Предмет исследования – влияние организационно-педагогических условий на успешность и эффективность развития личности каждого ученика.

                Предмет и цели исследования позволяют сформулировать следующую гипотезу:

                Если учебно-воспитательный процесс построить на принципах учитывающих развитие каждого ребенка, постоянно осуществлять психолого-педагогический мониторинг учащихся, то можно добиться эффективных результатов обучения, воспитания и развития учащихся, что получит отражение в их духовном и физическом оздоровлении, развитию творческих способностей.

                Методология исследования: работы классиков педагогики, современных учебных, в которых рассматриваются вопросы личностного подхода, труды по организации инновационных процессов в современных школах, проблемы актуализации деятельности педагогических коллективов, основам развития личности, а так же новейшие исследования в области начального образования.

               

 МОДУЛЬ 5: Программный

  Период  школы №12 разделен на три этапа.

 

1_этап (2010-2011 г.г.) подготовительный

                Происходит решение организационно-хозяйственных задач по обустройству и функционирования начальной общеобразовательной школы №13 в режиме работы школы полного дня, формирования здоровьесберегающих технологий для профилактике заболеваний

2 этап (2011-2012) -переходный

                Реализация программы развития информационной среды образовательного учреждения, создание программы взаимодействия со средним образованием на основе непрерывности и преемственности двух степеней образования;

 

                        3 этап (2012-2013 г.г.) – этап широкого развертывания программы.

 

                Раскроем основные программные направления дальнейшего совершенствования образовательной деятельности по четырем основным ее компонентам.

                                      4 этап (2013-20140)- завершающий

Сравним ожидаемые результаты с полученными результатами. Определим цели и задачи для дальнейшего  совершенствования образовательной деятельности

 

5.1. Доработка и апробация содержательного компонента образовательной деятельности

 

                При определении содержания образования необходимо в первую очередь обеспечить овладение учащимися знаниями и умениями, удовлетворяющими требования «начального общего образования» (базисный уровень).

                В то же время школа должна стремиться преодолеть противоречие между унифицированным уровнем подготовки учащихся и различием их индивидуальных способностей, мотивов и интересов.

                Необходимо достичь гармонии между учебными дисциплинами разных циклов. При формировании содержания образования необходимо продумать разумное сочетание базового уровня и дополнительного образования, включающего в себя физическое и художественно-эстетическое развитие.

                Обучение в школе 12  строится на учебно-методическом комплекте «Школа России », в котором должны быть реализованы следующие идеи:

- обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника,  его индивидуальности и способностей;

- методика изучения каждого предмета ориентируется на общие развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

- обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп движения школьника, позволяет корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.

                 

               

Муниципальное образовательное учреждение

Ивановская начальная общеобразовательная школа №13

663964 Красноярский край, Рыбинский р-н, с. Ивановка, ул. Советская, д. 37

8 (39165) 65-2-30

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ
УСТАВ
программа развития
информация о школе
учебная деятельность
воспитательная работа
фотоальбом
FAG
ФГОС

 

Сайт создан в системе uCoz